Неточные совпадения
Вронский слушал внимательно, но не столько самое содержание слов занимало его, сколько то
отношение к делу Серпуховского, уже думающего бороться с властью и имеющего в этом свои симпатии и антипатии, тогда как для него были по службе только интересы эскадрона. Вронский понял тоже, как мог быть силен Серпуховской своею несомненною способностью обдумывать, понимать
вещи, своим умом и даром слова, так редко встречающимся в той среде, в которой он жил. И, как ни совестно это было ему, ему было завидно.
Он знал ее девочкой-подростком небогатого аристократического семейства, знал, что она вышла за делавшего карьеру человека, про которого он слыхал нехорошие
вещи, главное, слышал про его бессердечность к тем сотням и тысячам политических, мучать которых составляло его специальную обязанность, и Нехлюдову было, как всегда, мучительно тяжело то, что для того, чтобы помочь угнетенным, он должен становиться на сторону угнетающих, как будто признавая их деятельность законною тем, что обращался к ним с просьбами о том, чтобы они немного, хотя бы по
отношению известных лиц, воздержались от своих обычных и вероятно незаметных им самим жестокостей.
— Если бы была задана психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени, христиане, гуманные, просто добрые люди, совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: надо, чтобы было то самое, что есть, надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, т. е. чтобы, во-первых, были уверены, что есть такое дело, называемое государственной службой, при котором можно обращаться с людьми, как с
вещами, без человеческого, братского
отношения к ним, а во-вторых, чтобы люди этой самой государственной службой были связаны так, чтобы ответственность за последствия их поступков с людьми не падала ни на кого отдельно.
Капитал есть не
вещь, вне человека находящаяся, а
отношение людей в производстве.
Это достаточно выяснено Кантом, хотя он был непоследователен, признавая причинные
отношения между
вещью в себе и явлением.
И, однако, промелькнула страшная
вещь: лгала ли она на Митю, описывая бывшие свои к нему
отношения, — вот вопрос.
Но ведь есть
вещи, которые даже хуже, даже гибельнее в подобных случаях, чем самое злостное и преднамеренное
отношение к делу.
Да китайцы и правы: в
отношениях с ними все европейцы, как один европеец, не индивидуумы, а представители типа, больше ничего; одинаково не едят тараканов и мокриц, одинаково не режут людей в мелкие кусочки, одинаково пьют водку и виноградное вино, а не рисовое, и даже единственную
вещь, которую видят свою родную в них китайцы, — питье чаю, делают вовсе не так, как китайцы: с сахаром, а не без сахару.
Молодые философы наши испортили себе не одни фразы, но и пониманье;
отношение к жизни, к действительности сделалось школьное, книжное, это было то ученое пониманье простых
вещей, над которым так гениально смеялся Гете в своем разговоре Мефистофеля с студентом.
Сущность грехопадения он видит в суеверном
отношении к материальным
вещам как источнику силы и знания.
Сам Лосский признает, что различие между явлениями, которыми занимается наука, и сущностью
вещей лежит в самом бытии, а не в природе
отношений между субъектом и объектом.
Термином «явление» «обозначается некоторое своеобразное
отношение мира конечных
вещей не к познающему субъекту, а к абсолютному».
По классическому и вечному определению веры, одинаково ценному и в религиозном, и в научном
отношении, вера есть обличение
вещей невидимых.
Здесь слишком заметно увлечение
вещью; гремят колеса и молот и свистят локомобили только во имя качества
вещи и сбыта ее; коммерческие и художественные соображения не имеют здесь никакого
отношения к наказанию, а между тем на Сахалине, как и везде на каторге, всякое предприятие должно иметь своею ближайшею и отдаленною целью только одно — исправление преступника, и здешние мастерские должны стремиться к тому, чтобы сбывать на материк прежде всего не печные дверцы и не краны, а полезных людей и хорошо подготовленных мастеров.
Катишь очень хорошо подозревала о некоторых
отношениях Груши к Вихрову; но, имея привычку тщательнейшим образом скрывать подобные
вещи, она, разумеется, ни одним звуком не хотела намекнуть о том в письме к Марье Николаевне.
Не могу удержаться от странного и, может быть, совершенно не идущего к делу замечания. Из трехчасового моего разговора с Катей я вынес, между прочим, какое-то странное, но вместе с тем глубокое убеждение, что она до того еще вполне ребенок, что совершенно не знает всей тайны
отношений мужчины и женщины. Это придавало необыкновенную комичность некоторым ее рассуждениям и вообще серьезному тону, с которым она говорила о многих очень важных
вещах…
Сапожнику, тачающему сапоги, даже и на ум никогда не придет, что его работа (да и вообще вся его жизнь) имеет какое-нибудь отдаленное
отношение к тому общему строю
вещей, который носит название государства.
Разумеется, первою моею мыслью по приезде к К. была мысль о женщине, cet etre indicible et mysterieux, [существе таинственном и неизъяснимом (франц.)] к которому мужчина фаталистически осужден стремиться. Ты знаешь, что две
вещи: l'honneur et le culte de la beaute [честь и культ красоты (франц.)] — всегда были краеугольными камнями моего воспитания. Поэтому ты без труда поймешь, как должно было заботить меня это дело. Но и в этом
отношении все, по-видимому, благоприятствует мне.
Конечно, такое положение
вещей не составляет новости (и в прежние времена, в этом
отношении, не лучше было), но ново то, что оно начинает пробуждать пытливость человеческого ума.
Я сказал, что мое желание — перевезти
вещи немедленно. Почти приятельский тон Геза, его нежное
отношение к морю, вчерашняя брань и сегодняшняя учтивость заставили меня думать, что, по всей видимости, я имею дело с человеком неуравновешенным, импульсивным, однако умеющим обуздать себя. Итак, я захотел узнать размер платы, а также, если есть время, взглянуть на свою каюту.
Нельзя сказать, чтоб все они были написаны людьми совершенно убогими в умственном
отношении; чем же объяснить то отсутствие прямого взгляда на
вещи, которое во всех них поражает беспристрастного читателя?
— В том-то и дело, что ты в этом
отношении безусловно ошибаешься. Не только положительно, но даже приблизительно я ничего не знаю. Когда человек составил себе более или менее цельное миросозерцание, то бывают
вещи, об которых ему даже на мысль не приходит. И не потому не приходит, чтоб он их презирал, а просто не приходит, да и все тут.
Илья и раньше замечал, что с некоторого времени Яков изменился. Он почти не выходил гулять на двор, а всё сидел дома и даже как бы нарочно избегал встречи с Ильёй. Сначала Илья подумал, что Яков, завидуя его успехам в школе, учит уроки. Но и учиться он стал хуже; учитель постоянно ругал его за рассеянность и непонимание самых простых
вещей.
Отношение Якова к Перфишке не удивило Илью: Яков почти не обращал внимания на жизнь в доме, но Илье захотелось узнать, что творится с товарищем, и он спросил его...
Взятый сам по себе, со стороны своего внутреннего содержания, этот тип не весьма выразителен, а в смысле художественного произведения даже груб и не интересен; но он представляет интерес в том
отношении, что служит наивернейшим олицетворением известного положения
вещей.
Она удивительно изменилась. Это бледное лицо приобрело какой-то отпечаток достоинства, совершенно не идущий к ее общественному положению. Она скромна и в то же время как будто бы горда. Чем ей гордиться?! Пристально вглядываясь в лицо Лопатина, я думал прочесть на нем историю его
отношений к ней. Ничего особенного: он несколько возбужден, но, по-видимому, только своей картиной. Это будет превосходная
вещь. Она стоит в холсте как живая.
Перемытаривать оный мне казалось дело возможное, пока я не слег горячкою (которую у нас запросто называют: к бороде), но с того времени
вещи мне инако казаться стали», И это не ирония, а искреннее убеждение, искреннее по крайней мере в
отношении к литературе.
Понимая, что оно могло произвести гибельные последствия в
отношении к существующему порядку
вещей, она старалась всеми силами противодействовать распространению его в России.
— Конечно, так. Женщины в этом
отношении гораздо благороднее, они как-то деликатнее, лучше понимают эти
вещи, а уж про Barbe Мамилову и говорить нечего: это какой-то феномен-женщина, и по сердцу и по уму — совершенный феномен.
Вследствие таких понятий и такого порядка
вещей установились почти повсюду враждебные
отношения рабочего класса к подрядчикам и заводчикам, — и обратно.
Все очень хорошо понимали, что мало кто может у нас соображаться с тем, что говорится в книгах, и что ход нашей жизни зависит не от писанных убеждений, до которых никому нет дела, а от
вещей гораздо более существенных, имеющих непосредственное
отношение, по пословице, к своей рубашке каждого.
Впрочем, положительность Кольцова удержала его от так называемого мистицизма, т. е. от стремления находить таинственный смысл во всех даже самых простых
вещах. Он возвратился наконец к своему простому, светлому взгляду на предметы, без лишних умствований и мечтаний. В этом
отношении любопытно сравнить два его стихотворения. Одно написано еще в 1830 г., когда Кольцов совершенно незнаком был с высшими философскими вопросами.
— Что ж, дядюшка, — говорит, — делать! Теперь я сам сознаю мои ошибки, но кто же в молодости не имел их? От маменьки в этом
отношении я не имел никаких наставлений, напротив, еще оне ободряли все мои глупости; но, поживши и испытавши на опыте, иначе начинаю смотреть на
вещи.
А какое странное
отношение к моему поступку явилось у многих знакомых! «Ну, юродивый! Лезет, сам не зная чего!» Как могли они говорить это? Как вяжутся такие слова с их представлениями о геройстве, любви к родине и прочих таких
вещах? Ведь в их глазах я представлял все эти доблести. И тем не менее — я «юродивый».
Подобные замечания кажутся очень легкими и естественными в дружеских
отношениях; но, право, не часто встречаются друзья, которые могли бы даже такие
вещи говорить прямо и просто.
На другой день то же, и я уже подумал, что мои
отношения к Гавриле Романычу должны измениться, как вдруг последовало неожиданное возвращение к прежнему порядку
вещей.
Теперь два слова об этом самом русском обществе: в нем очень сильно бродильное начало; оно само, пожалуй, не знает хорошенько, чего ему хочется, потому что вся сумма его национальной жизни в последнее время показывает какую-то непроходимую, темную путаницу понятий и
отношений; но во всей этой нелепой путанице для нас ясны две
вещи: сильное брожение и подготовленное нами же сочувствие нашему делу.
Вещи познаются или по их собственной природе, или по взаимным
отношениям их между собою; к Богу же ничто из этого неприменимо.
София по
отношению к множественности мира есть организм идей, в котором содержатся идейные семена всех
вещей.
Но в каком же
отношении стоят эти понятия к бытию
вещей, ideae к res» [Идеи ‹к›
вещам (лат.).]?
Однако и такому к нему
отношению решительно противится душа, и оно было бы актом не только неуважения к нашему мудрецу, но и неразумения того
вещего и нового, о чем он миру поведал.
А все остальные прекрасные
вещи имеют к ней такое,
отношение, что между тем как сами они и возникают и гибнут, она решительно нисколько не увеличивается и не уменьшается» [Пир, 211 а-Ь.
В действительности вере вовсе не свойственно связывать свою достоверность с такими свидетельствами и случайностями; она есть в своей достоверности независимое
отношение к своему абсолютному предмету, чистое знание его, которое не вмешивает букв, бумаги и переписчиков в свое сознание абсолютного существа и не опосредствуется такими
вещами» (Hegel's Phenomenologie des Geistes, Jubiläumausgabe, Phil.
Бемизм есть динамический спинозизм, концепция же
отношения Бога к миру у обоих одна и та же [Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет свободную причину всех
вещей; что все существует в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из абсолютной природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества…
Отношение идей к
вещам, Софии к миру, есть
отношение сверхвременного (и в этом смысле вечного) к временному.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие
отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество
вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья».
Удачный человек, «счастливый», с естественною обязательностью совершает известные поступки и инстинктивно чуждается других поступков, он вносит порядок, который он физиологически являет собою, в свои
отношения к людям и
вещам.
Однако безмерное материнское милосердие смилостивилось надо мною, — и матушка, не предлагая мне никакого нового вопроса о корреспонденциях, заметила только, что переписка — очень важная
вещь, и притом
вещь очень полезная, ибо ею поддерживаются
отношения с людьми и, кроме того, она лучше всего способствует к приобретению навыка к хорошему изложению своих мыслей.
И задача заключается в том, чтобы в борьбе с капитализмом восстановить это онтологическое ядро, это духовно-личное
отношение к миру
вещей и материальных ценностей, эту интимную связь личности с миром, в котором она призвана действовать.
Это значит, что не только в
отношении к людям, но и к животным, к растениям и даже к
вещам должно утверждать вечное онтологическое начало.
Подрастая, каждый из нас останавливался на праве помещика владеть душой и телом крепостных. Протестов против такого порядка
вещей мы не слыхали от взрослых, а недовольство и мечты о «вольной» замечали всего больше среди дворовых. Но, повторяю,
отношение к крестьянству как к особому сословию и к деревенской жизни вынесли мы отнюдь не презирающее или унизительно-жалостливое, а почтительное и заинтересованное в самом лучшемсмысле.